В ХVII в. по своему богатству и значению для Киевской митрополии Жидичинский монастырь считался вторым после Киево-Печерской лавр.

Сегодня мы поведмт вас дорогами, которыми ходили король Даниил Галицкий и епископы с митрополитами, европейские монархи и киевские беспризорники, прусские солдаты и сельские школьники. Побываем в уникальном месте, где духом украинской старины пропитан каждый клочок земли на высоких берегах Стыра. Это сакральное для волынян (и не только) место — совсем рядом с Луцком. Достаточно выехать на объездную дорогу и завернуть в Жидычин — скромное пригородное село с богатым историческим прошлым. Именно здесь пятнадцать лет назад в очередной раз восстал из забвения и руин Свято-Николаевский мужской монастырь — один из старейших монастырей Западной Украины, история которого насчитывает более тысячи лет.

КОРОЛЕВСКОЕ ВЕЛИЧИЕ ЖИДИЧИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Когда-то Жидычин был городом, имевшим Магдебургское право, а по своей влиятельности порой превышал даже древний Луческ. Сегодня — это самое обычное село, где прикупить лакомый кусочек земли для строительства мечтает много лучан. Потому что уголок действительно райский. А еще где ни копнешь — старина. Сама была свидетелем, как лет семь назад на огороде местного жителя, который взялся копать траншею для канализации, наткнулись на древнерусскую печь! Такой находки у волынских археологов прежде не было. Печь сохранилась в прекрасном состоянии, но пришлось ее законсервировать, спрятав снова в землю, чтобы солнце и ветер не разрушили. Старинный сосуд, найденный рядом, пополнил коллекцию местного музея.

На долгом веку Жидичинского монастыря было все: слава и величие, падение и забвение, и многовековой путь от деревянных келий в диком лесу до одного из влиятельных центров православия. Официальной датой его основания считается середина XIII века. Но есть все основания считать, что монастырская братия облюбовала эти живописные холмы вокруг Жидычина еще в ІХ-Х вв. Известно, что к здешним святыням приезжал молиться сам Король Даниил. Стал ли бы он посещать новую малоизвестную святую обитель, если бы она не имела влияния и статуса?

Настоятель монастыря архимандрит Константин (кстати, в мирской жизни — журналист) подтвердил эту версию:

— Даниил Галицкий бывал в нашем монастыре, и это зафиксировано в Ипатьевской летописи в 1227 году: «Еха в Жидичин кланяться и молиться к святому Николе». Второй раз он приезжал сюда в 1236 году. Из этого можно сделать предположение, что наш монастырь был заложен не в XIII веке, а гораздо раньше. Ибо получению такой силы и влиятельности должен предшествовать большой монашеский подвиг. А он исчисляется не годами и не десятилетиями, а веками. Поэтому считаю, что монахи здесь поселились, вероятно, в IX-X веках.

Выходит, этот монастырь мог существовать до 988 года, до официального крещения Руси? Монастырская братия не исключает этого. Поскольку некоторые исторические изыскания позволяют делать такое предположение. Ведь Волынь была тогда на границе с Европой, которая в то время уже христианизировалась. Согласно византийским хроникам, епархия моравских братьев Кирилла и Мефодия включала в себя наш край, а границы ее проходили по реке Стыр, которая протекает через Жидычин и где до сих пор сохранилось ее старое русло. По преданию, первые проповедники-христиане пришли к местному князю луцкому, но он их выгнал. Так они, идя дальше по реке Стыр, и добрались до Жидычина.

— А правда, что в Жидычине жил младший сын Богадана Хмельницкого Юрий? Якобы, он отказался от гетманства, принял монашеский постриг и стал Гедеоном, был здесь архимандритом, — интересуюсь еще одной жидычинской легендой у настоятеля.

— Мне приходилось общаться по поводу этого со многими историками. Они считают это легендой. Никаких исторических подтверждений тому, что Юрий бывал в Жидычине, нет.