В Староконстантинове на Хмельнитчине туриста ждут стриженые газоны, старинные башни, которые помнят Константина Острожского, и монстры в камышах.

Подозревал, что название Староконстантинов как-то связано с именем основателя Острожской Академии Константина Острожского. Догадка блестяще подтвердилась, когда лично посетил знаменитый город. А кроме того, в качестве приза, получил сведения об интересной восточнославянской цивилизации, существовавшей на этой территории параллельно с Киевской Русью. Так что съездил удачно.

Башня

Заметил ее, едва выйдя из автобуса на автовокзале, и вопрос, куда стопы свои направить, отпал сам собой. Было некоторое опасение, что увижу нечто водонапорное из советской эпохи, но знакомство с кирпичной кладкой успокоило: бесспорная старина. Причем, как на мою незрелую эрудицию, это было изящное строение в стиле барокко. Хотя и со стенами полтора метра толщиной и высотой с современную 12-этажку, не ниже. Учитывая ранний час, допросить кого-то насчет происхождения башни не представлялось возможным, поэтому просто пошел знакомиться с городом.

Должен себя похвалить: направление выбрал правильное. Улица Константина Острожского здесь главная; по крайней мере, на ней расположены и мэрия, и райгосадминистрация. На цветочном ковре на газоне, протянувшемся посреди дороги, уже копались женщины, очевидно, из «Зеленстроя» (или как он у них называется?). По обе его стороны выстроились стриженые чуть ли не «под бокс» деревья. Трава на газонах тоже везде стриженая. Вообще в городах Хмельнитчины траву стригут гораздо интенсивнее, чем у нас. На Донбассе ее достаточно просто не поливать, и она сама зачахнет от жары. Здесь влаги в атмосфере несоизмеримо больше, и улицы рискуют потеряться в травяных зарослях.

В конце улицы — залитый красной краской опустевший постамент. Кстати, Ленин хоть и не был никогда в Украине, таки с ней связан, причем именно через Староконстантинов. Когда-то здесь жил прадед его Мошко Бланк. Впрочем, это родство не уберегло вождя мирового пролетариата от народного гнева…

Постамент прикрывает вход в парк. Обязательные атрибуты паркового искусства (летнее кафе, детские аттракционы и пр.) порадовали существенным отклонением от стандарта. Скажем, избушка на курьих ногах не стоит необжитой: из окошка выглядывает не то Яга, не то Волк из сказки Шарля Перро. Который растерялся на чужой территории и вместо доброй бабушки проглотил злое чудище с неаппетитной костяной ногой.

А на площадке с каруселями удивили три богатыря в доспехах… римских легионеров. С чужаками тут поступили жестоко — закопали в землю по самые деревянные груди.

Анти-рюрики

Районный музей в Староконстантинове находится в очень уж «историческом» доме. По крайней мере, стены его выглядят не намного лучше, чем башня. Которая, как мне сообщили в музее, была возведена князем Василием-Константином еще в 1571 году. Внутри заведение тоже вполне соответствует статусу районного, т.е. такого, который финансируется в последнюю очередь (если, конечно, в казне какие-то деньги остались) .

Тем более следует отметить героизм (без преувеличения) музейных работников, которые не только умудряются обогащать фонды, но и вести научную работу. Понятно, меня в первую очередь интересовал Константин Острожский, но в разговоре с директором Светланой Сусугуровой всплыло название «Болоховщина» — и выдающийся государственный деятель вежливо отошел в сторону.

О болоховских князьях впервые прочитал у Льва Гумилева. Он осудил тогдашнего «про-европейца» Даниила Галицкого за погром Болоховщины, которой тот инкриминировал коллаборацию с Ордой. Но мне почему-то кажется, причина погрома была другой. Тем более что сам Даниил водил свои войска под татарскими хоругвями на Батыевых врагов.

Дело в том, что на достаточно большой территории южнее линии Киев — Перемышль (Данилова столица) сохранилась страна с древнерусским населением, в которой власть держали местные князья, с родом Рюрика никак не связанные. Вот один из Рюриковичей и воспользовался случаем их за это наказать. Кого-то вывел в свои земли, другие разбежались по окрестным лесам — и жизнь здесь замерла до литовского завоевания в следующем уже веке. Между тем, здешняя цивилизация была вполне на уровне остальной Руси. Об этом свидетельствуют материалы раскопок древних болоховских городищ, в частности в селе Губине Староконстантиновского района.

Среди находок, датированных XII веком, есть остатки оружия, предметы быта, женские украшения производства местных ювелиров. А еще здесь умели делать православные кресты, от маленьких, для смердов, до огромных, с ладонь величиной , энклапионов. Эти кресты разрешалось надевать только лицам княжеского происхождения или полководцам. Как сказала Светлана Ильинична, в фильме Гофмана «Огнем и мечом» с таким енклапионом на голой груди шел на бой с поляками-католиками Максим Кривонос…

Впрочем, на Болохивщине православие мирно сосуществовало с язычеством (археологи нашли много амулетов из кабаньих клыков и оленьих рогов). О свободе совести здесь существовали вполне современные европейские представления.